Это тоже запись из разряда
«Люди, мы дышим воздухом!»,
но мне это всё кажется очевидным сейчас,
а ранее я об этом и не думал.
Есть древняя притча про молодого и перспективного джуна, который очень ждал у своего хозяина постоялого двора повышения, бо таньга нада, начальника, и опыт есть, KPI в норме, и уже шайтан-арбу чинилъ-шаталъ нада, нада таньга, очинь нада, давай таньга.
Явление первое. Как-то хозяин постоялого двора, у которого работал упомянутый джун, послал юношу за информацией к главному погонщику каравана, который как раз медленно входил в город. Джун завёл осла, метнулся кабанчиком туды-сюды, и доложил: «Это караван Сноги Мехмеда Ушатаевича».
— А куда он идет?
Джун опять метнулся туды-сюды, и доложил: «В Бухару».
— А откуда?
Джун снова развернул ослика туды-сюды, и доложил: «Из Ташкента».
— А что он везёт?
…ну, туда-сюда, и всё, ослик сдох. Взмыленный джун смотрит в закат. Он счастлив, он целый день работал, он получит от мёртвого осла уши. KPI зашкаливают.
Явление второе. На сцене под ружьем на стене курит чай старый сеньор, который больше всего хочет выспаться, а не вот это вот всё то, что вы называете скрам ко всем… Хозяин его будит посылает за информацией к главному погонщику каравана.
Сеньор оседлал мёртвого осла, почапал туды-сюды с перерывом на плов, и по возвращению доложил:
— Сообщаю тебе, о наисветлейший из мегапросветленнейших хозяев постоялых дворов, да воздаст тебе Джызус Крайст за все благодеяния, что там Саид Панталонович Бебуришвенко ведёт караван с Бухары в Пакистан, и везёт для паши сорок тонн анаши. Ох, широк Каракум, нет нигде саксаул, нет нигде учкудук и не видно аул. Хочет пить их верблюд, хочет жрать мудак такой, и не хочет вести караван за собой. Их жена, злой шайтан, их ругает башка, съели они свой почтенный ишак до последней кишка. Их жена, гель манды, у них там кутак турды, будет он ом сиктым, растуды его туды. Ковры и пряности погонщик продаёт по двадцать динаров, и я уже договорился, что мы можем всё взять по шешнаддцать динар за древнеперсидский килограмм, да продлит бесконечный Аллах их благословенные дни, а они уже скажут продакт оунеру, что их на границе обокрали злые запорожские закарпатцы, и всем нам будет навар.
Хозяин постоялого двора благостно смотрит на старого сеньора и укоризненно смотрит на джуна, который зазря загнал ослика туды-сюды, а столько полезной информации за один раз не добыл. Джун смотрит на ружьё на стене (оно читало Чехова, оно тоже знает, чем всё закончится). Смеркается.
Дальше полагается просветляться: исполнителю надо разговаривать со своим руководителем языком решений, а не языком проблем. Сделай работу сам. Если столкнулся со сложностью, — реши, а потом доложи, а не наоборот. Предлагай, а не жди указаний, разруливай, а не сбрасывай решение на шефа, А руководителю полагается отучать исполнителей ходить к себе, как к универсальному решателю проблем, заставьте их приходить, как минимум, с уже готовыми вариантами просто посоветоваться. И, как максимум – с отчетом о решенной проблеме.
Ох… Могу рассказать о нескольких случаях, когда я действовал по методу «Сперва реши, а потом доложи». И все три раза я получал серьёзное порицание, буквально на уровне «Тебе было сказано узнать, сколько стоит перевод, а не заказывать его. Теперь сам заплатишь переводчику за работу». Могу, но не буду, бо о себе будем говорить или хорошо, или ничего.
Давайте лучше поговорим о погонщике каравана.
Если бы я был погонщиком каравана, и ко мне то и дело подбегал бы кто-то с разрозненными вопросами, то я бы этого бегуна пристрелил, из рогатки, как в детстве. Мало ли древнеперсидских норкомэнов вокруг каравана бегают, что-то непонятное вынюхивают и просят уточнений…
И старика, который не только информацию собирает, но ещё и неуместные коммерческие предложения выдаёт и к коррупции подталкивает, тоже застрелил бы, дважды. Слишком уж дотошный член общества, вы не находите?! Наверное, тоже норковумэн, раз так подробно про дела семейные выспрашивает и про откат подмигивает.
Мы, тестировщики, чем-то похожи на всех этих древне-притчевых товарищей. Тестирование — сервис по обслуживанию проектов. Наша задача: добыча информации. Мы добываем и продаём информацию, да продлит наш девелоперский Аллах наши дни процветания. И мы можем действовать точно теми же способами:
- конкретно выполняя то, что говорят (и ничего более);
- расчехлять аналитику (действовать системно).
Первый совершенно типичен для джуна. Даже скажем так: если джун ведёт себя не так, а иначе, то это очень подозрительный джун.
Второй как раз типичен для тех, кто уже много чего знает-умеет, и попусту уже не дёргается.
Но оба эти способа экстремальны до глупости. Вот более сбалансированный подход:
- получить задачу и «переспросить, правильно ли я всё понял»;
- спросить, какую информацию хочет получить Хозяин постоялого двора о караване;
- уточнить, зачем ему нужна эта информация;
- пойти к караванщику, представиться, объяснить, кто ты такой, что тебе нужно, куда и кому пойдёт эта информация;
- передать надыбанное кому надо в запрошенном формате.
Повторюсь: тестирование — сервис.
Это не только описывает наши возможности и ограничения, но и подсказывает, что в момент кризиса в наших услугах нужда будет минимальной, бо в момент кризиса первыми схлопываются сервисные бусинессы. Будущее будет у тех из нас, кто понимает ценность и стоимость добываемой информации, умеет оказывать ожидаемый сервис и умеет расчехлять аналитику вовремя и в нужную сторону, а не наобум Лазаря по своему усмотрению.
Спасибо Леша за статью)