Рассаживаемся поудобнее, тут дедуган
задвигает ‘an old grandpa story’
В бытность мою главным спiвпрацювальником по підготувальні тестувальників Astound Commerce, в 2018-ом году, произошёл удивительный казус, без которого наша насыщенная и пресная айтишная жизнь была бы совершенно пресной.
Шёл стотысячный день отбора кандидатов на очередной наш буткэмп в Виннице. Кандидаты сменяли друг друга, превращаясь в одно лицо, чек-листы по ним заполнялись, близился неизбежный день финального финала. Я всё это терпеливо терпел, и вот я разговариваю с очередной кандидаткой.
Кандидатушкой?
Кандидаторкой?
В общем, «Что вы читали про тестирование ПО?»
Девушка говорит, что про тестирование читала книгу Лупана. Который, как я знаю, книг не писал.
— Вы… уверены?
— Да-да-да!
Уверенность однозначна. Она читала книгу Лупана. Упомянутый Лупан сидит перед ней неестественно ровно и смотрит на неё… неестественно внимательно.
Вот так смотрел: 0_о
Забегая вперёд…
Впрочем, не будем забегать вперёд. Забежим назад.
В начале 2014-го года я нащупал и почти что полностью протестировал надёжный способ надёжно и предсказуемо тренировать тестировщиков для компании «Astound Commerce». Инициатива начала превращаться в проект, в многоэтапное действие, в котором задействованы и пиары, и эйчары, и маркетологи, и все их начальники вместе. И это было хорошо.
Но наши бессмертные менеджеры сознают, что я человек, а значит, простой смертный. И поскольку всё моё я ношу с собой (в голове), этот проект может в любой момент загнуться на полпути. Например, посетит меня белая горячка, или гордыня, или румынское гражданство, или радикулит какой-нибудь… что я, буду читать студентам лекции, лежа на столе?
Ну… да.
В общем, начальство попросило меня одолеть эту смертную слабость и сделать «методичку» о том, как тренировать тестировщиков (и тестировщицов, шоб было красиво), чтобы в случае моего выбывания из гонки кто-то другой смог заглянуть в этот документ и продолжить тренировать начинающих с тем же предсказуемым результатом.
Ну и я, конечно, начал орать и сучить ножками 48-го размера. Бо как зафиксировать на бумаге всё то варево в моей голове, из которого только изредка капали здравые идеи и взрывались всёпроясняющие инсайты?!
Никак.
Я всячески пинал эту неотпинываемую задачу, и через полгода страдательных мучений «методичку» эту я начальству таки презентовал (можно умирать, чоуж), но мне было совершенно ясно-понятно, что у меня она не получилась.
Получилось что-то иное. Основой документа стала расплывчатая последовательность тем, которые надо изложить — кагбэ план лекций, последовательность которых никогда нет резона выдерживать, сверху наложились мои соображения относительно феноменов и терминов нашего дорогого тестирования, а в конец я подшил наглядные примеры для ряда объяснений. Местами я смог удержаться от подробных объяснений, местами нет, но это уже было несущественно. Это было что-то, но как руководство по методе преподавания это было вообще не то.
Назвал я этот файл с небольшой претензией на (тут сами подберите какое-нибудь слово, бо я хз):
«Практика тестирования программного обеспечения.
Курс лекций для тренера интересующихся тестированием ПО»
Приятно было сознавать, что если я всё-таки умру из компании (что и случилось в 2019-ом), кто-то другой найдёт в моём файле всё для того, чтобы go-go-go дальше.
А неприятно было сознавать то, что этот файл НЕЛЬЗЯ отдавать джунам.
Презентации бывают двух типов:
- те, которые можно читать самостоятельно,
- и те, которые сами по себе не имеют смысла, они только оттеняют и иллюстрируют речь докладчика.
У меня получился документ второго типа. Он помогал мне (тренеру) вспомнить, о чём надо не забыть сказать на очередной лекции, и местами подкидывал иллюстративный материал — где картинки, где текст, где просто намёк.
Я эти намёки считывал и заранее знал, где я что-то просто озвучу, а где буду дополнительно объяснять, почему всё сказанное — вроде бы правильно, а на самом деле нет, и вот что ещё надо знать. И, соппсно, прямо или косвенно с пользой использовал на занятиях.
Поэтому выдавать этот файл кому-то для самостоятельного чтения можно, если читатель в тестировании взрослый и не принимает всё на веру. А ни в чём не сомневающимся джунам выдавать его негуманно, бо невозможно предсказать, что станет понятно после прочтения, а что нет. И если станет понятно, то — как именно?! К этому файлу прилагается живой докладчик, и конец фильма.
Поэтому в самом начале было указано, что
Данный текст не предназначен для самостоятельного обучения тестированию программного обеспечения. Он подготовлен для тренеров, которые будут учить тестированию программного обеспечения сотрудников компании Astound, и предлагается только в качестве плана лекций (или их тематического содержания).
И это именно текст, а не книга. Книги собираются по другому принципу и нужны для решения иных задач. А это всего лишь текст, рабочий документ, файл, сугубо служебный, нужный для решения отдельной рабочей задачи.
Я раздал его нескольким моим коллегам с объяснением контекста и важности держать это документ взаперти, и на этом ещё раз конец фильма, больше ничего не должно случиться.
Вернёмся в 2018-й, в Винницу. Я открыл на весь экран pdf, развернул ноут к заявительнице.
— Эта книга?
— Да, она!!!
Неееее можеееет быыыыть!
Забегая вперёд…
Впрочем, не будем забегать вперёд. Забежим вбок.
Может быть, я слишком сильно перегибаю уже перегнутую палку, и не всё так стрёмно?
Вероятно да, но вот вам другая история о том, как в том же 2014-ом (или 2015-ом?!) я встретил в Киеве первую в моей жизни девушку, которая прочитала свою первую в жизни книгу про тестирование так внимательно, что распечатанные горизонтально листы бумаги были чуть менее, чем полностью исчирканы маркерами и карандашами — такое редко встретишь, имеем респект.
Она была очень неглупая, просто очень сильно запуталась от прочитанного. Тестирование в её восприятии представлялось сложнейшим, полным противоречий занятием.
Давайте сперва посмотрим, что это за книга так внимательно прочитана… ааах, да-да-да, знаю — Артур Коробейник «Краткие основы тестирования программного обеспечения», Киев 2012. Ой-вэй…
Это полноценная книга, у ней зарегистрирован номер ISBN (Международный стандартный книжный номер, для книги то же самое, что vin-номер для автомобиля), все дела. Её содержимое вызвало резкие отзывы при публикации в сети. Я был тогда крайне сдержан в оценке, другие не сдерживались, и я их понимаю.
Если очень надо понять, о чём, всё-таки, речь: https://vk.com/wall-35156109_10741 Ваши страхи и ваши риски.
Позже сам Артур, который уже уехал в Эстонию (это где-то далеко от греха), сообщил о том, что «Издание вышло всего в 100 экземплярах, все их которых купил я и раздал по местам работы и учебы с некоторыми корректировками. Надеюсь, много вреда оно не причинило»
Ага. Вот передо мной человек, который/ая от пострадал от прочтения текста, который был для него не предназначен.
С чего начать?
Что объяснить?
Как предложить забыть всё и начать заново?
Мы поговорили, но был фэйл. Вероятно, мы потеряли адекватного тестировщика и ей пришлось пойти учить фронтэнд девелопмент, увы. А по прошествии лет я ещё и забыл, как её зовут. Дабл фэйл.
Ещё раз — не все тексты надо оформлять в виде книг и раздавать кому попало. Это может быть очень вредно. Гуманность uber alles же!
Ну а тем временем мы всё ещё в 2018-ом году, в Виннице, на экране белеет моя одинокая «Практика тестирования программного обеспечения», кандидат(ка) заполошно твердит «Да-да-да, это она!», и у меня назревает лютая батхертная попоболь, бо если она это читала, значит, мой файл «для тренеров» вышел из-под контроля… и может кому-то навредить.
И вот теперь, когда забегать уже некуда, сразу переходим к финалу.
Расследование показало, что нет, файл в надёжных руках. Просто сто лет назад на одном из буткэмпов гражданин Лупан выдал своим студентам папку с разными книгами про тестирование, но не учёл, что кто-то всю эту файлоту соберёт в отдельный каталог с названием «Книги про тестирование от Лупана» и начнëт втихаря распространять среди аппликантов на следующие буткэмпы. Ну вы знаете этот милый региональный винницкий протекционизм, помноженный на природное народное стремление хакнуть любую систему распределения любых нераспределенных благ.
А перевзволновавшаяся конкурсантка на самом деле читала книгу сэра Романа Савина, и отреагировала «лупаном» из-за названия каталога и своей общей излишней взволнованности.
Слава молдавскому Аллаху, это уже конец этой истории, почтенный посетитель рынка, собиратель историй. Победила восторжествовала.
Но это не конец всей истории!
На днях коллега из Киева сообщил, что его джуны притащили ему тот самый мой файл, обозвали это всё книгой и
…считают одной из лучших книг по тестированию на русском языке. Жаль, что джунов она больше запутывает, чем разъясняет, хотя это и описано в заглавии.
Ой бляяяяя… Кракен хэз бин релизд.
В открытом доступе этот файл я не нагуглил, но если его упоминает взрослый тестировщик, значит, файл пошёл по рукам и есть вероятность того, что кто-то его использует себе во вред.
Запретить его читать? Никак.
Переделать его и таки опубликовать? Нет смысла. Файл был сделан для решения определённой задачи для в контексте, который давно изменился по чьему-то заказу, и я его с тех пор и не использовал, соппсно.
Но содержит он, в принципе, только общие сведения о домене знаний, которые не могут быть частной собственностью одной компании или человека. Его секретным ингредиентом был (и остаётся) личностный подход тренера, а содержимое файла — лишь подспорье в работе с учениками.
Тестирование программного обеспечения само по себе — ремесло. Нет никаких сакральных знаний, которые стоит только их узнать, как сразу всё начнёт получаться. Оно построено на основе стандартного Computer Science, который полагается освоить всем (в том числе и программистам), а для этого нужно изучить общие [для всех] правила, традиции, исторический контекст. Приёмы и технику надо тренировать, книги — покупать и читать, соображения — проверять, эксперименты — проводить, опыт — копить, день за днём, год за годом. Терпение, упорство и прилежание. Потом уже, вероятно, станут важны способности, талант и личность. А всё то, на что стараются делать упор все начинающие (быстрая обучаемость, хитрость, неадекватное рвение), поначалу как раз мешает. Сложные, комплексные вещи всё так же требуют долгого, сложного, комплексного изучения.
Это как игра на пианино, там надо просто научиться вовремя нажимать нужные клавиши, вот и вся музыка. Основы одни для всех, знания всем доступны. Ноты не принадлежат никому в отдельности.
А музыка получается у каждого по-разному.
То есть, вредный он-то вредный, но не разрушительный же?!
Ок, файл «Практика тестирования программного обеспечения» принародно объявляется несостоятельным и ненужным. Я им не управляю и не смогу донести ответственность за вероятные последствия его использования. Читать его не возбраняется но и не рекомендуется. Вместо него, если английский позволяет, рекомендую глянуть мой же «Software Testing Glossary».
Он тоже когда-то начинался как служебная записка, которая должна помочь быстро и точно объяснить тот или иной термин из тестирования заказчикам проектов (глоссарий ISTQB для этой цели ВНЕЗАПНО совершенно не подходит), но в корпоративных документах нельзя свободно выражаться и использовать слова stupid или whiskey, поэтому его содержимое было, как следует корпоративным нормам, выглажено и деперсонифицировано, а мой изначальный текст ушёл жить самостоятельно.
А я, пожалуй, возьму из этой «Практики» какие-то идеи и примеры да смешаю их с толкованиями терминов из этого «Glossary». Может получиться… короче, посмотрим, что получится, бо это такое дело, иногда получается, а иногда нет.
Ещё раз: файл «Практика тестирования программного обеспечения. Курс лекций для тренера интересующихся тестированием ПО» — это фу, это бяка, это данунах.
Вас пердупердили.
Мелкий PS про технику этого дела
Файл был полностью набран/оформлен в LibreOffice. В то время я ещё не освоил LaTeX на полную, а то я бы, конечно…
Но оказалось, что нативный LibreOffice — сила, особенно если добавить к нему плагины (нативно либофис в автозамене слабее мсворда, когда надо цепануть концы строк, бо он работает сугубо построчно). Набор текста в режиме разметки first, а оформление опосля — на, всё на хоткеях. Разные типы содержимого (краткое, расширенное, полное) — на. Встраиваемые значения в поля — на. Контроль содержимого в навигаторе — на, и удобнее, чем в MS Word. Свои стили — на на всю катушку. Учёт изображений и таблиц — на. Список литературы в отдельной БД с подсосом значений из неё в файл — на. Обновление ссылок на внутренние сущности — на.
Как всегда отлично. У тебя лучшие статьи по тестированию, если не сравнивать с моими.
Сергей Мартыненко aka SALar
Ну, мне еще копать океан чайной ложкой…