Ламерство, вернись на минуту!

Автор: | 11.02.2011

Как, сейчас помню мой первый день в качестве тестировщика?

Разумеется, помню.

Долго (ну действительно долго) настраивал рабочий комп “под себя”, пил горячий и невкусный чай, и думал о том, что наконец-то, начинается новая жизнь – огромная зарплата в $250 в месяц обещает решить все мои бытовые проблемы, а также у меня будет три пары штанов В ПРИНЦИПЕ.

Или четыре.

До того мне еще не доводилось получать такую зарплату.

Для ясности могу уточнить, что за $300 я был готов два раза убить Кеннеди, если понадобится.

Ну, или за $350.

Ибо не бывает таких зарплат в принципе, это знает каждый кишиневский пацан “на пути к успеху”.

Еще я был уверен, что заниматься тестированием я буду месяца два.

Или три.

А потом сразу выучу какой-то язык программирования…

Или два языка…

И тогда буду получать $600 в месяц!

Аааааа, аж 600 долларов!

А потом вообще тыщу!

Или две!

Или три?!

Или пять…???!!!

Ааааааа! (поперхнулся горячим чаем).

В общем, первый день был замечательным.

На второй день мне дали рабочую задачу — расписать тестирование софта, который сейчас разрабатывается.

~ А где софт? Где кликать? – спросил я.

~ Повторяю, – сказали мне, – он еще только разрабатывается. Его еще не существует. Вот требования к нему. Придумай, как это тестировать.

Я придумал сразу.

Я возьму эти бумаги с требованиями, придумал я, и суну их в глотку тому, кто порождает такие странные идеи – тестировать то, чего еще нет…

Но поскольку кретин, подаривший мне эту замечательную рабочую задачу, был главнейшим и крутейшим программистом над всеми главнейшими и крутейшими программистами (а такие не ошибаются), я сходил к программисту помладше, и спросил – а что, разве можно тестировать то, чего еще нет?

Этот тоже оказался шизанутым, и сказал, что да, можно.

В общем, выяснилось, что меня окружали ходячие парадоксы из иллюстраций к психическим болезням…

Я заскучал по моей любимой теплой ламповой предыдущей работе, где всё был так просто и понятно, и где я был блистательным работником отрасли, хоть и получал не так много, но надежно, и куда мне резко-резко захотелось вернуться…

Вышел в туалет, и пробыл там аж десять минут. Все эти десять минут я стоял, глядя в зеркало, и думал “Хоспади… Что я здесь делаю? Куда бежать?

Дык, это…

Если я убегу, то больше никогда не увижу $250 в месяц, сказал мой внешний голос моему внутреннему голосу.

И 300 не увижу.

И 600, и тысячу (или две).

И уже вообще никогда не стану таким же крутым, как эти крутейшие и главнейшие.

Вообще…

Вернувшись из туалета приободрённым, испуганным и очень злым, я начал снова читать требования.

Требования были незатейливо идиотскими и непонятными. Их какой-то “кретино-идиото” запутал, собрав все слова в самом случайном порядке. Да еще и употребил слова на английском языке времен короля Артура.

А кругом была весна. Окружающие уверенно клацали и бацали по своим клавиатурам. Всё у них было просто и понятно. У всех у них были отличные и понятные требования, и они легко во всем разбирались, и программировали, не обращая внимания на тестировщика, который слабел, хирел и чах, как муза штатного поэта коммунистической партии Молдовы.

В двухсотый раз перечитав текст и позырив на какие-то занятные ромбики, соединенные с разных сторон тонкими линиями, я сходил к программисту, который мне эту байду всучил, и сказал, что тут и там ни фига не понять. Вообще, странно даже, кхе-кхе…

Программист сказал, что там “всё очень даже понятно“, и послал меня обратно к себе, чтобы работать.

Вдвойне возненавидев этого подлейшего мерзавца из подлейших, я доплелся до своего стола, и стал рассматривать на этом столе все предметы. Требования ни фига не прояснялись.

А тут как раз удачно закончился второй рабочий день, и все пошли домой.

Вот это меня нереально удивило.

На моей предыдущей работе никто никуда не уходил до тех пор, пока не будет все готово, а тут можно все откладывать и идти вовремя домой…

Сложный третий день я начал с размышлений о том, что с тестированием у меня ничего не получается, а значит, надо уже становиться программистом, и зарабатывать по $300 в месяц. Или четыреста?

Это вообще – реальная зарплата? ©

Клац-клац, обреченно клацал я по клавиатуре, понимая, что сегодня мой самый последний день в тестировании. И что сейчас ко мне подойдут и спросят.

Ко мне подошел страшный и противный главнейший программист и спросил, почему тесты все еще не готовы. Я сказал, что… мгм… что странно ожидать от меня эти непонятные тесты, потому что и приложения нет, и вообще… мгм… кхе, понимаешь, кхе…

И этот негодяйский негодяй стал меня мучить и терзать вопросами.

Это были очень правильные вопросы. Например, что из прочитаного я понял? Я сказал, что понял только первое предложение из требований. Мы вдвоем перевели это предложение на русский язык, и я понял, что понял я его неправильно. Ладно, прояснили.

Затем мне было рассказано человеческими словам В ПРИНЦИПЕ о том, что за софт тут разрабатывается. Зачем он нужен. Кто им будет пользоваться. Как примерно люди хотели бы им пользоваться. Где сидят эти люди. И прочее.

Я посмотрел на помятые требования — бляхинская муха, текст начал мееееееедленно проясняться!

Затем мне было рассказано о том, как это вообще можно было бы протестировать. Пусть даже с точки зрения программиста, но это был один из первых моих уроков практического мышления в тестировании.

Ну… ну… Ну, представил я, что будет там поле ввода, как написано. А какое именно это будет поле? Широкое, узкое, высокое?

~ Пофигу. Важнее понять, что с ним делать. А что бы ты стал делать с полем ввода?

~ Мгм. Я бы ввел туда… мгм…

~ Ну, что бы ты туда ввел?

~ Я бы ввел… А там что должно быть? (шуршание бумагой под кляцане соседних клавиатур) Так, имя поля… А рядом – какой-то URL. Что такое URL?

Мне было разъяснено, что такое URL.

Оказывается, это… оно самое.

И еще было разъяснено кое-что из того, что обычно делают благородные профессиональные тестировщики с полями ввода.

И я стал проясняться и просветляться.

Эхехе!

Я уже остался один, а строки в блокноте на экране продолжали заполняться идеями о том, что можно вводить в эти странные поля ввода несуществующего приложения, которое невозможно ни увидеть, ни прокликать.

О, как много бреда можно вводить в поля ввода!

Результат моих размышлений оказался внезапно хорошим. Ну, почти хорошим. Кое-чего не хватает, например, сказали мне… “Да!” – сказал я, и побежал добавлять. Ideas are coming!© Процесс попёр!

Не очень скоро, но все-таки пришло осознание того, что мой мучитель, наш главнейший программист, на самом деле, мой благодетель, и вообще умнейший из главнейших, и что рабочая задача, которую он мне дал – одна из простейших.

А еще случилось странное – все кретины из нашего офиса исчезли.

Теперь меня окружали добрые и умные люди, возглавляемые одним из достойнейших представителей всего этого гомосапиенского рода. Оказывается, я попал не в оплот неадеквата, а в нереально крутую команду, к которой я принадлежал, и без которой мне по выходным уже было очень скучно.

И по которой я иногда и сейчас скучаю.

Уже совсем скоро я смог купить новые штаны ДО того, как полностью истрепались те, которые я носил.

Уже совсем скоро я начал восхищаться скоростью и силой мышления нашего главнейшего из главнейших.

Потом еще была история с тем, как я расследовал на всех машинах в офисе странный баг с выпадающим списком на странице нашего сайта, причиной которого была рулезнейшая программка Punto Switcher (в те доистЕрические времена она еще была глюкавой и слабой, и еще не распространялась Яндексом), но это уже другая история.

А потом я вдруг вырос…

Сделаем логическую паузу.

“Возвращается как-то один ковбой домой, а там…

С каких-то пор я и сам начал инициировать всех желающих в тестирование с самого простого, предлагая тестировать то, чего еще нет; или же есть, но прокликать невозможно.

Вот сайт, говорю я.

Вот страница, на которой (к примеру) находится форма для написания статьи. Блог в ЖЖ для этого идеально подходит.

У этой формы есть поля для указания тэгов к статье.

Тэги можно добавлять, убирать, редактировать, перемещать (это такие типа требования; и уже то, как их кандидат воспринимает и учитывает, позволяет сделать очень много выводов о подготовке очередного желающего влиться в ряды)…

Надо протестировать функционал, который позволяет управлять этими тэгами.

Как ты это сделаешь?

Пока кандидат молча тупит (а большинство в этот момент молча тупят) и думает о том, какой же кретинский кретин его собеседует, я вспоминаю того, кто когда-то кинул меня в пучину бессилия и страха, и дал мне возможность оттуда выплыть. Я ему до сих пор очень благодарен и за то страшное погружение, и за возможность всплытия.

Удаль, сцуко, это было очень страшно!

И чтобы вытащить из пучины отчаяния очередного погруженного туда кандидата, я подсказываю, что “На этой странице вижу около тридцати возможных тестов. Два теста вы уже записали, отлично. Что еще можно придумать? Напоминаю, что тэги можно добавлять, убирать, редактировать, перемещать…“, и некоторые кандидаты после такой (ну, блиа, откровенной же!) подсказки начинают соображать быстрее и дальновиднее, а другие как-то сразу отваливаются, и это нормально.

Если у тебя уже есть три пары штанов, то и бояться тебе нечего…

В общем, резюме: одно из отличительных умений профессионального тестировщика от начинающего проявляется в том, что профессионал УЖЕ может расписать целый том тестов для приложения, которое существует только “на бумаге”, и пользоваться при этом он будет только невнятно изложенными “требованиями”, да краткими беседами с теми, кто этот софт должны будут написать, или (удачный случай) с теми, кто этот софт заказывали. А начинающий этим умением еще не владеет.

И при этом окружать профессионала будут очень приятные и адекватные люди (медленно сжимая кольцо), с которыми он будет говорить на одном языке – на языке жестов и междометий в адрес проклятых создателей гребанного Zephyr

Ламерство, вернись на минуту!: 16 комментариев

  1. zmei

    Мдааа…. Читал и вспоминал один из первых дней на кирсане когда один замечательный человек сказал мне – теперь ты будешь делать сайт (c авто стеклами) месяц тебе на разработку. Я в панике – а вдруг я не успею? Тогда Лёша и говорит совершенно спокойным голосом – Ничего страшного – подумаешь, сроки сорвешь. И стало мне спокойно так.

  2. Alex Selyaev

    >Если у тебя уже есть три пары штанов, то и бояться тебе нечего…
    Прекрасная фраза, Алексей.
    Все разглагольствование Джеймся Баха о том как стать экспертом в тестировании – в урну!

  3. Алексей Лупан

    Ващщета, срыв сроков был очень тяжелым моментом, особенно учитывая регулярные срывы всех остальных проектов.

  4. Maksim Grinevich

    Эх.. а я в первый день тестировал требования… Но результат был примерно таким же, как и у тебя на утро третьего дня 😉

  5. Nikita

    Мда…..
    Помню первый день на проекте где мы тестировали встраиваемый линукс…. И Ленин такой молодой
    Погружение – это всегда тяжело, а с другой стороны интересно.
    Причем мне с годами становится все интереснее погружаться….

  6. Deimos

    А теперь открываем книгу Стива МакКоннелла “Совершенный код” и читаем статистику по тому, сколько багов находят в среднем тестеры во время своей работы. КПД низкий.

  7. Fruzenshtein

    Правдивая история. Очень информативно и реально описаны будни, первых рабочих дней. Это касается не только тестеров но и любой другой профессии =)
    +1

  8. katmoon

    Отличнейший сюжет для первой серии захватывающего сериала про The Moldavian IT Crowd.
    С нетерпением и попкорном жду следующей серии.

  9. Алексей Лупан

    Have you tried turning it off and on again? OK, well, the button on the side. Is it glowing? Yeah, you need to turn it on. Err, the button turns it on. Yeah, you do know how a button works, don’t you? No, not on clothes“.

  10. katmoon

    У кого КПД низкий? У тестировщиков, которые находят мало багов, или девелоперов, которые их много создают? Главное, чтоб на двоих – девелопера и тестировщика – КПД был большой.

  11. Vita

    Спасибо, Алексей. Смеялась от души. Хороший сюжет. Легко написано.
    Я помню толстое руководство пользователя – очень сложной и большой авт. задачи по движению поездов. Читала по-русски и мало понимала. Но для нашей новой команды были созданы шикарные условия – нас учили, учили, еще раз учили всему, что полезно и может пригодиться. Была разработана программа обучения, приглашались причастные специалисты. Так как я выходила на новую работу в IT сферу из отпуска по уходу за ребенком, то одежду мне муж купил, еще помню, подарил мне стиральную машину-автомат…

  12. Natalya Rukol

    Лёша, ты умничка 🙂
    Я почти прослезилась…

  13. Валя В.

    Классно написано: легко, весело и …..прям как про меня:)))
    Радует, что я не первая такая и думаю не последняя:)

  14. Lena

    Суперская статья!!! Вспомнила свою первую работу тестировщиком!
    “начинается новая жизнь – огромная зарплата в $250 в месяц обещает решить все мои бытовые проблемы”
    у меня первая з.п. была 500 баксов, но очущения такие же :).
    Помню посадили за комп и говорят: “Работать будешь на FreeBSD”, а я даже слова такого никогда не слышала. И пошло-поехало. Теперь даже скучаю по *nix. А сначала очень хотелось повесится.

  15. Natalia

    А вот мне в первый день было задание создать тестивые данные в виде баз всяких месенджеров. Целый день только и делала, что спамила окружающих осмыслеными фразами, и совершенно фантастическими.
    Очень понравился первый день 🙂

  16. Александр

    Поностальгировал немного, приятно было вспомнить 🙂
    Наш главнейший и крутейший тоже казался мне тогда именно таким… Ты так и не стал программистом, зато кой-чего добился в иной области. Наш глайнейший и крутейший гордится тобой 😉

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.